Проект Ойкумена

Главная

География Воронежской области

История Воронежа

Воронежцы

Коллаж: 18-19 века

Воронеж в XIX и начале ХХ века

Социально-экономическое развитие
В первой половине XIX века изменяется внешний облик города. Улицы города теперь освещены. Указом губернатора от 1804 года воронежцам предписывалось поставить рядом со своими домами фонарные столбы и по вечерам зажигать в фонарях свечи. Всего было установлено 143 таких столба. Только в 1899 г. открывшаяся городская электростанция на Большой Богоявленской (ныне 25 октября) обеспечила центру города электрическое освещение. С 1822 года на центральных улицах началось устройство тротуаров. Мостить камнем городские улицы стали с 1824 г. В 1858 г. открыто шоссе от Воронежа до Задонска. Название "Задонское шоссе" сохранилось до наших дней. С 1860 года Воронеж включен в общегосударственную систему телеграфной связи. Горожане могли отправлять телеграммы во многие города России, при этом не только на русском, но и на немецком и французском языках.
Воронежское земство, начавшее реботать с 1865 года ,получило разрешение правительства на прокладку железной дороги Козлов - Воронеж. Воронеж рассматривался как ее конечный пункт. В 1867 году в Воронеж прибыл первый поезд. На это техническое достижение XIX века пришли посмотреть тысячи воронежцев. В будущем строительство было продолжено. В 1868 году завершилась прокладка железнодорожных путей от Москвы до Воронежа.
В 1869 году вступил в строй первый городской водопровод, построенный на деньги купца-миллионера С.Л. Кряжова. В 1891 году начала работу первая в городе электростанция, которая обслуживала нужды железнодорожных мастерских. В том же году на Большой Дворянской открылась конно-железная дорога ("конка").
Переход к капиталистическим отношениям в экономике России привел к бурному росту промышленного производства. Так, сразу после прокладки железнодорожных путей, проходящих через Воронеж, приступили к работе железнодорожные мастерские, впоследствии преобразованные в завод им. Дзержинского. В 1869 году на Садовой улице (ныне К. Маркса) был открыт механический завод фабриканта В.Г. Столля. Сейчас он является Воронежским машиностроительным заводом. В 1873 году начал работу кафельный завод. Помимо кафеля он производил огнеупорный кирпич и алебастр. В 1899 году открыт "Механический и чугонолитейный завод Иванова и Веретенникова", выпускавший кузнечно-прессовое оборудование, ныне "Тяжмехпрес". В начале ХХ века (1912 г.) начинают работу железнодорожные мастерские на станции Отрожка. Сейчас здесь рассполагается Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана, который специализируется на ремонте пассажирских вагонов и рефрижераторных поездов. Современный экскаваторный завод им. Коминтерна - бывший Рижский машиностроительный завод "Рихард Поле" был эвакуирован в наш город из Латвии в 1915 году в связи началом I-й Мировой войны.
Культура и образование
В 1836 году открыт мужской Митрофановский монастырь. Незадолго до этого события, в 1832 году, в Благовещенский собор поместили для поклонения мощи воронежского епископа Митрофания. после основания Митрофановского монастыря они были перенесены сюда.
С 1838 года в Воронеже начинает издаваться газета "Воронежские губернские ведомости". Одним из редакторов газеты был А.С. Афанасьев. Он заложил краеведческие традиции в этом издании.
В 1849 году советник Воронежского губернского правления, историк, этнограф и общественный деятель Н.И. Второв организует кружок любителей истории и литературы. Второв занимался изучением истории Воронежского края. Ему принадлежит множество работ по этой теме.
В 1859 году И.С. Никитин открыл книжный магазин, ставший вскоре своеобразным литературным клубом (сейчас на его месте расположен ЦУМ Воронеж). Первая публичная библиотека была открыта в 1864 году. Современный адрес ее здания - проспект Революции, 30. Ее приемницей считается областная научная библиотека им. И.С. Никитина, разместившаяся на площади Ленина. А в 1894 и 1897 годах состоялось открытие филиалов Центральной библиотеки - Кольцовского и Никитинского. В 1860 году в Воронеже издается первый популярный журнал в истории города - "Филологические записки".
В 1894 году открылся губернский музей. Сейчас здесь областная писательская организация, редакция журнала "Подъем", а на первом этаже литературный музей (Плехановская, 3).
Первой в исории города спортивной организацией стал яхтклуб, возникший в 1875 году.
В XIX в. на улицах Воронежа появились первые памятники. В 1860 году - Петру I, авторы: скульптор А.Е. Шварц, архитектор А.А. Кюи. В 1868 году установлен памятник поэту А.В. Кольцову. Его автор - пятигорский скульптор Августин Трискорни. Памятник сохранился до наших дней и находится в Кольцовском сквере. Памятник И.С. Никитину был открыт на добровольные пожертвования в 1911 году. создан он был по проекту И.А. Шуклина. Располагался на Театральной площади, сейчас площадь переименована в Никитинскую.
В 1911 году известный собиратель русских народных песен, уроженец Воронежской губернии М.Е. Пятницкий организовал первый в России народный крестьянский хор, который позже получил всероссийскую известность
С Воронежем XIX - начала XX века связано много знаменитых имен. В этом столетии жили и творили А.В. Кольцов и И.С. Никитин. В 1817 году в Воронеже впервые побывал К.Ф. Рылеев будучи молодым офицером, возглавляющим конно-артиллерийскую роту. Вскоре он женился на дочери острогожского помещика и несколько последующих лет жил в Воронежском крае. В Воронеже в разное время побывали М.Ю. Лермотов (1841), В.А. Жуковский (1837), В.Г. Белинский (1837), актер П.С. Мочалов (1840, 1846, 1848), А.Н. Островский (1860), американский драматический актер А. Олдридж (1863), М.П. Мусоргский (1879), актриса М.Н. Ермолова (1890), А.М. Пешков, в будущем писатель Максим Горький (1891), А.П. Чехов (1892), Л.Н. Толстой (1894). В 1901 году в Воронеж на постоянное жительство переехал знаменитый цирковой артист и дрессировщик А.Л. Дуров. Его дом сейчас имеет статус музея и располагается на современной улице Дурова.
Начиная с XIX в. октивно развивается система образования. Новые экономисекие отношения требовали квалифицированных кадров, поэтому растет число учебных заведений. В 1809 году открыта губернская гимназия, хотя собственное помещение она получила в 1822 году. В 1859 году губернская гимназия заняла новое здание на Большой Дворянской улице напротив городского сада (современный Первомайский сквер). В настоящее время - это один из корпусов Воронедской технологической академии. В 1845 году открыт Воронежский кадетский корпус. В 70-е годы в городе открывается целый ряд учебных заведений: начальных, средних, общеобразовательных и специальных, что дало возможность для получения образования широкими слоями населения. Первое высшее учебное заведение - сельскохозяйственный институт им. Петра Великого был открыт в 1913 году. Первым ректором этого учебного заведения был К.Д. Глинка, именем которого называется современный агроуниверситет.
В XIX веке было создано много памятников архитектуры. Например - знаменитый Каменный мост был построен в 1826 году. Проектировал его И.А. Блицын. В 1882 году открылась гостиница "Центральная" ныне "Бристоль". В 1916 году построено здание кинотеатра "Увечный воин", современный "Пролетарий".
Войны
Можно назвать две войны исследуемого периода в наибольшей степени повлиявшие на жизнь воронежцев. Первая половина XIX века характеризуется подъемом общественно-политической жизни России в связи с началом 24 июня 1812 года Отечественной войны. На защиту своей родины поднялся весь русский народ. Повсюду формировались полки из новобранцев. В Воронеже, в частности, были набраны 3-й и 4-й егерские полки. Среди воронежских офицеров участвовавших в войне был А.Н. Марин, отмеченный в мужестве и стойкости самим Багратионом.
В 1914 в связи сначалом I-й Мировой войны в Воронежской губернии было мобилизовано около 380 тыс. чел., что составило примерно половину трудоспособного мужского населения.

Литература

  1. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. - Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1989. - 255 с.
География Воронежской области