История формирования природы Австралии
Территория Австралии в докембрии.
История формирования Австралийского материка началась в докембрии. Начало становления Австралийской платформы обычно относят к раннему и среднему протерозою, когда карельская складчатость спаяла разрозненные блоки земной коры и разделявшие их складчатые области в единый массив. Байкальское горообразование на рубеже докембрия и палеозоя завершило окончательное оформление платформы; в это же время была заложена сеть взаимно пересекающихся глубинных разломов, существенно повлиявших на последующее рельефообразование Австралии.
Байкальский орогенез (горообразование) был последним в истории развития Австралийской платформы, позднее она не подвергалась складчатости, и ее дальнейшее развитие – некоторое расширение на востоке и интенсивное погружение вдоль западной окраины – связано с процессами, происходившими в Тихоокеанском поясе литосферного сжатия и с формированием Индийского океана. Низкая тектоническая, и особенно неотектоническая, активность – отличительная особенность Австралии по сравнению с другими южными материками.
В протерозое (и позже, в нижнем палеозое) сформировались крупные тектонические прогибы на севере и западе материка в которых происходило интенсивное осадконакопление.
Австралия в палеозое.
В кембрийском периоде байкальская складчатость консолидирует отдельные континентальные структуры планеты в крупные материки. Таким образом появляются два материка: один, состоящий из Южной Америки, Африки, Аравии и Индостана, другой – из Австралии и Антарктиды, которые затем объединяются в единый материк южного полушария – Гондвану.
В ордовикcком периоде , в пределах океанической плиты Прото-Кула возникает новая рифтовая система и начинает образовываться новая, также целиком океаническая плита, Прото-Тихоокеаническая. Последняя пододвинулась под систему островных дуг нынешнего восточного края Австралии и Восточной Антарктиды, что привело к развитию складчатой области Аделаиды, прослеживающейся в хребтах Маунт-Лофти (Лофти) и Флиндерс (позднебайкальская-раннекаледонская складчатость). Развитие здесь комплекса сильно метаморфизированных пород послужило причиной образования при дальнейших подвижках глыбовых форм рельефа.
В эту эпоху в пределах материка Гондваны в основном развиваются медленные вертикальные движения, что приводит к закладке антеклиз и синеклиз, обособлению малоподвижных участков Западноавстралийского щита и более подвижных участков Центральноавстралийской плиты. Под действием внешних сил рельефообразования происходят процессы выравнивания сверху (денудация) и снизу (аккумуляция). В центральной части материка в байкало-каледонское время сформировался прогиб Амадиус.
В силурийском периоде в синеклизах Каннинг, Кимберли, Большой песчаной пустыни происходит осадконакопление в континентальных условиях. Для районов щитов и антеклиз характерны процессы денудации. В конце силура начинается столкновение материковых окраин Гондваны (районы современной северо-западной Африки и северо-западной Южной Америки) и Лавразии (район современного юго-востока Северной Америки).
В девонском периоде продолжается погружение Прото-Тихоокеанской литосферной плиты под Австрало-Антарктическую окраину Гондваны.
В каменноугольном периоде (карбоне) продолжилось погружение Палеотихоокеанской литосферной плиты. Об этом свидетельствует поле гранитоидов и вулканитов этого времени (эффузивы Боуэн), вытянутое вдоль восточного побережья Австралии. Продолжилось дальнейшее сближение фрагментов Лавразии и Гондваны и формирование единой Пангеи. Начинается материковое оледенение, в основном охватившее районы нынешних Африки и Южной Америки.
В пермском периоде в пределах южной Гондваны ледниковый период сменился теплым и влажным. Появилась богатая растительность, отмирание которой привело к образованию угленосных свит. Формируется мощная красноцветная толща песчаников и ферралитные коры.
Позднегерцинская складчатость проявилась вдоль южной окраины Гондваны. Были смяты в складки мелководные отложения. Горы, образовавшиеся в это время, не были очень высокими.
В целом, в течение палеозойской эры сформировалась Восточно-Австралийская складчатая область. Западная ее часть подверглась каледонскому горообразованию, а восточная – герцинскому. Складкообразование сопровождалось внедрением гранитных интрузий, которые занимают особенно большое место в герцинских структурах. В последующие эпохи значительная часть палеозойских структур Восточной Австралии была погружена и перекрыта мощным осадочным чехлом, став низменностями Центральной Австралии. В виде гор до нашего времени сохранился Большой Водораздельный хребет.
Австралия в мезозое
Начало мезозоя знаменуется изменением направленности перемещения литосферных плит, приведшим к распаду Пангеи и переходу к нынешнему расположению плит, а в их составе современных материков и океанов.
В триасовом периоде происходит относительное смещение двух крупных материковых фрагментов Пангеи: Лавразии и Гондваны, в виде правостороннего вращения со сжатием вдоль Аппалачско-Уральского горного пояса. Формируются две рифтовые зоны. Причем обе возникли около или даже в пределах складчато-глыбовых планетарных поясов литосферного сжатия. Восходящий мантийный поток, которой начал действовать в районе Аппалач, привел несколько позже к образованию впадины Северной Атлантики и к расколу Пангеи на Гондвану и Лавразию.
Австралия как самостоятельный материк выделилась из состава Гондваны, а позже из Австрало-Антарктического материка к концу юрского периода. Очертания ее суши в то время не полностью совпадали с современными: на северо-востоке она соединялась с южной частью Новой Гвинеи, а ее северо-западную часть затапливали воды Индийского океана. С востока и юго-востока к древней Австралийской платформе примыкали выровненные складчатые структуры Восточно-Австралийской (Тасманской) области, состоящей из разновозрастных образований, от байкальских на юге-востоке до палеозойских на крайнем востоке и северо-востоке. На юге эта область продолжалась на Тасманию, соединявшуюся с материком.
В течение мелового периода и палеогена на стыке между древней докембрийской и более молодой палеозойской сушей заложились обширные синеклизы: залива Карпентария, Большого Артезианского Бассейна (Центральной равнины) и бассейна реки Муррей (Марри). Эти синеклизы были охвачены морской трансгрессией, которая надолго отделила восточную часть материка от западной (климат последней отличался засушливостью).
Изоляция Австралии, разобщенность западных и восточных районов и господство аридных условий сказались на развитии органического мира, обусловив его высокий эндемизм и архаичность. Очевидно, в конце мела – начале кайнозоя в Австралии появились первые, впоследствии вымершие представители сумчатых и яйцекладущих млекопитающих. В это же время начала формироваться близкая к современной флора.
В конце мезозоя и в течение кайнозойской эры происходили активные горообразовательные процессы в западной части Тихого океана. Они привели к образованию горных сооружений на островах от Новой Гвинеи до Новой Зеландии и имели также определенные последствия в пределах Австралии.
Австралия в кайнозое
Очертания материка и основные черты орографии определены главным образом молодыми тектоническими движениями. Наибольший размах движений был в южной части Восточно-Австралийского складчатого пояса, где складчатые герцинские структуры были возрождены и сильно приподняты.
Западная часть молодой эпипалеозойской платформы, за исключением положительных складчатых структур системы Аделаиды (современные низкогорья Флиндерс, Маунт-Лофти) не была затронута неотектоническими движениями.
В целом на большей и самой древней части в течение кайнозоя рельеф развивался соответственно к ранее существовавшему докембрийскому рельефу. Произошли поднятия и усилилась денудация на западе Австралии. Особенно сильные поднятия происходили в центральной части материка, где на месте выходов архейского и протерозойского фундамента образовались горы Мак-Доннелл и Масгрейв, разделенные глубокой впадиной (авлакогеном) Амадиус.
Также поднятие испытали: Центрально-Австралийский блок (цокольно-глыбовое поднятие с авлакогеном Амадиес по центру); края платформы (современные глыбовые эпиплатформенные горы: Хамерсли, Стирлинг, Дарлинг; горстовый массив Кимберли). Поднятие последних обусловлено установлением изостазического равновесия между блоками земной коры Индийского океана (погрузился в мантию) и Австралийского материка (испытал вертикальное поднятие).
В четвертичном периоде на Тасмании и в массиве Косцюшко возникло оледенение. Оно было однократным. Для равнин Центральной Австралии был характерен влажный климат, о чем свидетельствуют многочисленные крики (рек древних рек) и мощные толщи древнего аллювия, в том числе и озерного.
В настоящее время на материке активно идут процессы аридной денудации. Широкое распространение получили гибберы (галечниковые пустыни), формирующиеся в условиях семиаридного климата в пределах древних ферраллитных кор.
В палеогене к северу от Большого Австралийского залива произошло образование и затопление морем впадины Юкла. В неогене она осушилась и на ее месте возникла равнина Налларбор.
На месте выровненных палеозойских сооружений востока в результате новейших движений поднялись горы: Большой Водораздельный хребет, горы Флиндерс и Маунт-Лофти. Поднятия сопровождались опусканиями побережья Тасманова моря, образованием разломов и вулканизмом с обширными излияниями лав, о которых свидетельствуют базальтовые плато и равнины в центральных и южных частях горного пояса, особенно сильно проявившимся на юго-востоке (Австралийские Альпы). Опускание на юге привело к образованию Бассова пролива и отделению Тасмании. Поднятие сопровождалось расколами.
В течение неогена и начале четвертичного периода происходили неоднократные изменения климатических условий: периоды аридизации сменялись периодами увлажнения. От плювиальных периодов в засушливых районах Австралии сохранились гидроморфные красноцветные коры, пересохшие речные русла и озерные котловины, лишь частично заполненные соленой водой или полностью превратившиеся в солончаки. На молодых, освободившихся от моря равнинах заложились наиболее крупные речные системы Австралии.
В связи с горообразованием в пределах Тихоокеанского пояса суша между Юго-Восточной Азией и Австралией значительно расширилась, появились многочисленные отмели, острова и косы между Зондскими островами, Новой Гвинеей и Австралией. Такого расширения суши было недостаточно, чтобы в Австралию могли попасть азиатские животные, но оно сделало возможным появление на материке людей. Древние люди частично по суше, частично на плотах через мелководные проливы проникли на Малые Зондские острова, а затем на Новую Гвинею и в Австралию. Они, очевидно, завезли и некоторые растения, а также собаку динго, единственное плацентарное млекопитающее в составе дикой фауны Австралии.
Список литературы
- Зубащенко Е.М. Рельеф материков: Учебно-методическое пособие / Е. М. Зубащенко, А. Я. Немыкин. – Воронеж : Воронеж. госпед. ун-т, 2011. – 211 c.
- Власова Т.В. Физическая география материков и океанов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Власова, М. А. Аршинова, Т. А. Ковалева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 540 с.